Ежегодно 5 августа весь мир отмечает Международный день светофора. Эта памятная дата принята для чествования столь полезного изобретения человечества потому, что именно в этот августовский день 1914 года Американская светофорная компания впервые в своей стране установила сразу четыре электрических световых аппарата, регулирующих дорожное движение. Произошло это событие на одном из центральных перекрёстков города Кливленда (США).
Тогда в уличных оптических устройствах загорались только красный и зеленый цвета (жёлтый цвет в светофорах в то время не использовался), при переключении которых издавался ещё и громкий предупреждающий звуковой сигнал. Система дистанционно управлялась полицейским, сидящим рядом с ней в стеклянной будке.
Но самый первый в мире светофор появился не в Северо-Американских Соединённых Штатах (как в то время именовались США), а почти полувеком ранее в Великобритании. 10 декабря 1868 года его установили в Лондоне возле здания Британского парламента. Светофор управлялся вручную полицейским и имел две семафорные стрелки: поднятые горизонтально означали сигнал «стоп», а опущенные под углом в 45° – «движение с осторожностью».
В тёмное время суток использовался вращающийся газовый фонарь, с помощью которого подавались, соответственно, сигналы красного и зелёного цветов. Светофор поставили для облегчения перехода пешеходов через улицу, а его сигналы предназначались для повозок – пока пешеходы идут, повозки должны стоять.
К сожалению, всего лишь немногим более трёх недель спустя после ввода в эксплуатацию первого в мире светофорного объекта (2 января 1869 года), его газовый фонарь взорвался, серьёзно травмировав управлявшего им полицейского, после чего на долгое время про светофоры в Европе забыли.
В 1920 году автоматические трёхцветные светофоры – уже с использованием жёлтого сигнала – были установлены в Детройте и Нью-Йорке (США). В Европе аналогичные устройства впервые появились в 1922 году в Париже (Франция) и в Гамбурге (Германия). Великобритания вернулась к светофорам лишь в 1927 году.
В Советском Союзе первый светофор начал работать в Москве под Новый 1931 год на перекрёстке улиц Петровка и Кузнецкий Мост. Его смонтировали 18 декабря 1930 года. С 1 февраля 1932 года в Ленинграде на пересечении проспекта 25-го Октября и улицы 3-го Июля (нынешнем перекрёстке Невского проспекта и Садовой улицы Санкт-Петербурга в районе Гостиного двора) заработал первый ленинградский централизованный светофорный пост.
Становление отечественной светофорной сигнализации происходило постепенно. До 1959 года красный и зелёный цвета были на местах, противоположных современным, затем СССР присоединился к Международной конвенции о дорожном движении и Протоколу о дорожных знаках и сигналах.
Сами светофоры в нашей стране за десятки лет эксплуатации тоже претерпели значительные изменения, как в дизайне, так и в системе управления. Первоначально ими дистанционно управляли только сотрудники ОРУДа (позднее ГАИ) на перекрёстках, находясь рядом в специальных постовых будках.
К 1970-м годам появилась централизованная система автоматического регулирования уличного движения, которая, в частности, позволила создавать для транспорта так называемую «зелёную волну». Тогда же появились возможность регулировки работы светофора и самими пешеходами. Для этого возле регулируемого пешеходного перехода устанавливали пульты с кнопкой, нажав на которую любой прохожий мог самостоятельно переключить светофор для пешеходов на зелёный сигнал, а для автотранспорта, соответственно, перевести на красный.
25 июля 2006 года в Новосибирске открыли первый в Российской Федерации памятник светофору. В последующие годы подобные проекты воплотились в жизнь и в некоторых других городах страны, к примеру, в Пензе, Перми и Москве. Есть памятники светофору и во многих других государствах мира.
В настоящее время на территории России действуют десятки тысяч автоматических технических устройств по регулированию транспортных и пешеходных потоков. Светофорные объекты, которые сейчас внедряются в эксплуатацию в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» могут изменять свой режим работы в зависимости от времени суток и плотности движения.
Источник: гибдд.рф